Шаг вперед или назад?

четверг, 30 октября, 2014 - 12:52

Современное состояние российского профессионального образования можно оценить как кризисное, что связано в первую очередь как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с особенностями его развития в России.

В XXI веке перед средним профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических лабораторий и заводов требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.

В свое время Владимир Путин четко подметил: «Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Это значит, необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов и международный характер этих коллективов». Цитируя его слова, можно сказать, что основная задача, стоящая сегодня перед государством – это развитие и поднятие на новый уровень национальной экономики.

Производство, как мы видим, стремительно развивается, происходит широкомасштабное освоение информационных технологий всем миром. 
Россия – страна с огромным промышленным, техническим потенциалом, ставит, в первую очередь, цель – достичь статуса развитого государства. Это не просто статус или название, это должны быть реальные показатели на практике: соответствующий уровень ВВП, уровень доходов населения, доля в мировой торговле, уровень образования, производительность труда и т.д.

Хотелось бы выделить одну из актуальных злободневных тем – развитие производства.

Основная проблема российского производства заключается в нехватке рабочих рук, высококвалифицированных специалистов на заводах, промышленных предприятиях. А где брать таких?

Большая ответственность лежит на техникумах, колледжах,  в которых обучаются студенты, чтобы стать специалистами своего дела.

Анализируя современные показатели можно выявить тот факт, что преобладающее количество колледжей и техникумов не заинтересованно в повышении уровня квалификации своих студентов. Винить в этом преподавателей было бы нецелесообразно. Исходя из их слов, низкая зарплата, плохое техническое оснащение соответствующих учреждений, являются своего рода детерминантом всех вышеперечисленных проблем. Я считаю, что уделив должное внимание данной проблеме, соответствующее ведомство в силе ее решить.

Несмотря на то, что государство ставит в качестве своих целей поднятие экономики и развитие промышленности, Министерство образования и науки идет совершенно по другому пути.

Сегодня российское образование переживает период огромных материальных трудностей. В такой период Минобразования решило взять другой курс и внести некоторые коррективы в образовательный процесс.

Первым шагом стала реформа в сфере школьного образования, которая вызвала огромную массу вопросов и возмущений учащихся и преподавателей в том числе.  

Следующим шагом стало утверждение проекта приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Перечень профессий среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. №1199», согласно которому из Перечня профессий среднего профессионального образования исключаются порядка 100 профессий, а то и больше. Данные изменения Министерство объяснило тем, что в последние годы наблюдается низкий набор студентов по обучению определенным программам, а также тем, что «обучающиеся по программе среднего профессионального образования на базе среднего общего образования или среднего профессионального образования в основном учатся 10 месяцев, что соответствует сроку обучения по программе профессионального обучения».

Очень точно подметил один американский бизнесмен: «В следующем десятилетии от 50 до 60 процентов всех рабочих мест будут требовать такого образования, которое обычно дается в колледжах». «А что делаем мы?»  В погоне за престижем, удобным креслом, мы не задумываемся о чем-то более важном. Человек – это частица общества, а общество, в свою очередь, ответственно перед государством. То есть если мы не будем заботиться о своем государстве, о его экономике, то вряд ли наше счастье, к чему мы так стремимся, продлится настолько, насколько бы нам хотелось.

Таким образом, Министерство образования  и науки не только не должно сокращать количество профессий среднего профессионального образования и сроки обучения, но и обязано обеспечить достойный уровень развития  каждого студента, обучающегося в средних профессиональных образовательных учреждениях, тем самым устанавливая оптимальные сроки обучения и соответствующий общепринятым стандартам перечень профессий СПО.

Автор: Караева Зухра

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 193