Движение «МИМО»

пятница, 16 июля, 2010 - 19:32

Cоциолог

В одном из исследований, проведенных на молодежном форуме «Селигер»,
выявилась парадоксальная двойственность оценок «идеологической» компоненты
этого мероприятия - с ее доминантой на политической лояльности (ФОМ, осень
2009
). Даже среди его участников - общественных и политических активистов -
это показалось раздражающим и избыточным: если это форум и если он молодежный,
то и отношения не должны строиться по схеме патрон-клиент. Ответственность за общую идею должна
принадлежать самим участникам.

В такой реакции обнаруживается извечная двойственность молодежной политики: молодежь
вовлекают, ей вменяют ответственность и формируют образ
будущего и возможных стратегий успеха в жизни - вместо того, чтобы разобраться
с притязаниями и сформировать инфраструктуру возможностей для самостоятельного
принятия на себя ответственности за себя и за наше общество
.

Летние молодежные лагеря с политической доминантой стали распространенным
явлением. Они точно отвечали общественному запросу, который сформировался в
начале 2000-х годов. В одном из опросов ФОМ (июнь 2002) подавляющее большинство россиян (92%) ответили,
что необходимы специальные люди и структуры, которые занимались бы организацией
досуга и отдыха молодежи. При этом только треть - 32% респондентов ответили,
что им известно о существовании таких организаций там, где они живут. Вполне
понятно, что запрос на символическую «пионерскую организацию» одновременно
потакал и ностальгии старших россиян, и запросам на социальную коммуникацию
младших (таким образом, идея воссоздать пионерию казалась правильной 70%
опрошенных).

Другой не менее важный запрос, сформировавшийся примерно в тот же период, -
запрос на патриотическое воспитание молодежи и включение ее в политическую и
общественную жизнь. Опросы фиксировали, что граждане России ощущали отсутствие
внятной политики в этой сфере и высокую отчужденность молодежи от государства и
государства от проблем молодежи. Так, три четверти опрошенных (70%) утверждали,
что молодежь не хочет участвовать в политике и не интересуется ею, и этому
вторили ответы молодых - лишь 9% высказывали готовность принимать участие в
какой-либо молодежной организации 9% (апрель
2005
).

На сегодняшний день проблема сохраняет свою актуальность. Россияне полагают,
что государству следует разработать специальную программу по работе с молодежью
- в 2002 г. так
ответили 84%, в 2010-м - 81% опрошенных (ФОМ, август 2010), причем
сами молодые не выпадают из общего тренда. Главными задачами молодежной
политики называют проблемы трудоустройства (28%), организации досуга и отдыха
(24%), получение образования (14%) и воспитания (13%).

Большинство россиян уверены, что сегодняшние молодые способны создавать
собственные политические организации и движения (51%). Правда, нет однозначного
мнения, что лучше - чтобы молодежь вступала в организации, созданные старшими,
или же самостоятельно создавала их для себя: первую позицию высказывают 42%,
вторую - 32% опрошенных (ФОМ, май
2008
). Вторая позиция закономерно кажется более привлекательной для молодых
людей. Вместе с тем интерес и вовлеченность молодежи в общественные и
политические события остается довольно низкой. Судя по опросам молодежи,
проведенным ФОМ, интерес к политике за последнее десятилетие увеличился с 31
до 46%
(ноябрь 2009), а уровень декларируемой готовности
участвовать в общественно-политической деятельности остается на уровне 18-24%.
Реальная вовлеченность остается на уровне 1-2%
(ФОМ, опрос молодежи, февраль 2008). Однако общероссийские опросы - не самый
удачный инструмент для измерения такого рода показателей. Важнее другое: за последние четыре года заметно подросла
известность молодежных организаций. Так, например, известность «Молодой Гвардии» подросла с 17 до 25% (среди молодых знают о ней 40%), о «России
Молодой» - с 9 до 15% (21% молодых знают о ней); «НАШИ» несколько стагнируют -
знают об этой организации 15%, но среди молодых известность ее выше - 20% (ФОМ,
февраль 2010).

Вывод какой? Неутешительный. Налицо
колоссальный разрыв между запросом на разные аспекты молодежной политики и
общественного участия молодежи (важность и актуальность проблем отмечают от
половины до трех четвертей россиян) и низкой реальной вовлеченностью
последней, а также слабо развитой молодежной инфраструктурой (ответы,
свидетельствующие хотя бы о поверхностной вовлеченности, дает едва ли пятая
часть россиян, и молодежь - не исключение). По всей видимости, молодежная
политика «промахивается» относительно основных проблем и жизненных приоритетов
своей целевой группы
. У этой - внутренне разнородной социальной группы - есть
несколько и довольно сильно различающихся «достижительных стратегий» и
комплексов установок относительно своего будущего, и общественная, а тем более
политическая активность в нынешних ее формах привлекательна далеко не всем.
Главным образом из-за того, что эта сфера деятельности не предоставляет тех
возможностей и ресурсов, которые сопрягались бы и с представлениями о жизненном
успехе, и с актуальными запросами молодежи.

Иван Климов,
социолог

опубликовано на
портале Либерти.ру

В тему:

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 130