Летние лагеря

вторник, 3 августа, 2010 - 17:38

Художник-дизайнер

Лето в «Молодой Гвардии» уже традиционно становится временем палаточных
лагерей и образовательных форумов. И хотя формат этот взят «Гвардией» в оборот
сравнительно недавно, сегодня МГЕР проводит целую серию палаточных лагерей
разного уровня, разбросанных по всей территории нашей великой и необъятной.

Однако количество не всегда перерастает в качество, особенно когда инструмент
начинают использовать, не понимая до конца его истинного предназначения и
принципов функционирования. Поэтому, если «Молодая Гвардия» собирается и дальше
использовать формат палаточных лагерей и стремится к тому, чтобы делать это
максимально эффективно, то следует более внимательно взглянуть на этот
многогранный процесс.

Надо заметить, что палаточные лагеря были изобретены не МГЕР и даже не нашими
коллегами из движения «Наши» с их «Селигером». История палаточных лагерей
уходит корнями во времена зарождения пионерской организации, а почвой ей
послужили скаутские организации дореволюционного периода. Подобные лагеря были
подробно рассмотрены и описаны классиками советской педагогики как эффективное
средство для командообразования, обучения и организации досуга детей,
подростков и молодёжи.

Именно достаточно высокая экономичность такого формата лагеря, совместное
эмоциональное сопереживание, высокий уровень самоорганизации, глубокое
погружение в жизнь лагеря за счёт оторванности от внешнего мира и смены рода
деятельности, сплочение в микрогруппах и, в целом, формирование общелагерной
субкультуры привело к всё более широкому использованию палаточных лагерей для
работы с молодёжью в последнее время.

Однако сегодня, при подготовке и проведении палаточных лагерей МГЕР, намечается
всё больший крен в сторону образовательной программы в ущерб педагогической
составляющей. Между тем правильное педагогическое сопровождение образовательной
программы и в целом лагеря способно многократно увеличить его эффективность.

При планировании лагеря очень важно уделить внимание процессу определения цели
лагеря, которая должна быть конкретной, ограниченной во времени и актуальной,
потому как отсутствие конкретной цели или формализация цели неминуемо влечёт за
собой сумбурность образовательной программы и отсутствие какого-либо внятного
результата по окончанию лагерной смены. Немаловажным является и формирование у
организаторов лагеря общего понимания целей и задач их общей работы, которое
должно начаться не в самом лагере, а задолго до него.

Составляя программу лагеря важно понимать, что лагерь в первую очередь проводится для участников и они - есть главный
объект вложение сил и знаний организаторами и преподавателями.
Ориентация
же на приглашённых гостей и «випов», влечёт за собой постоянные сбои в
программе и ритме лагерной жизни, что, в свою очередь, вызывает у участников
спад настроя и ощущение себя массовкой для встреч статусных гостей. Лучше плотнее поработать с участниками
лагеря, нежели привезти в лагерь как можно больше «випов».

Правила развития временного коллектива необходимо использовать так же и при
составлении план-сетки лагерной смены. Например, зная, что обычно на 3 - 4-й
день смены происходит спад настроения, вызванный уходом эйфории первых дней, а
так же осознанием бытового дискомфорта в связи с походными условиями,
необходимо произвести смену деятельности и направить усилия на повышение
настроения.

Так же немаловажно осуществлять педагогический контроль динамики развития
обще-лагерного настроения и с помощью различных техник постоянно поддерживать
необходимый для эффективной работы общий позитивный настрой среди его
участников. Здесь в свою очередь важное место занимают, такие, казалось бы,
фоновые факторы, как музыкальное оформление, визуальное оформление, планировка
места проживания, арт-объекты и т.д.

В ходе лагерной смены при умелом и целенаправленном воздействии, должно
происходить так же постепенное формирование субкультурной общности, со своими
сленговыми словами, шутками, мемами, героями и антигероями, что благотворно
сказывается на укреплении организации в целом.

Весьма важным фактором адаптации и эффективной работы участников является
педагогическое сопровождение делегаций и образованных на их основе групп. Такое
сопровождение позволяет контролировать процессы, происходящие внутри группы,
влиять на её эмоциональный микроклимат, работать на сплочение и усиление
региональной организации.

Процесс поиска новых людей, на данный момент является одним из самых
болезненных вопросов, который до сих пор не был системно решён ни на одном из
федеральных лагерей. Преподаватели и кураторы работают, как правило, лишь с
формальными лидерами, начальниками штабов и уже известными им ребятами, так как
это проще и быстрее. Исправить ситуацию можно с помощью проведения
индивидуальной работы куратора-вожатого с членами группы, с целью выявления
потенциальных лидеров и перспективных ребят. Данная информация затем поступает
преподавателю, который руководствуясь ей, старается активнее включать в
образовательный процесс новых участников лагеря.

Плохо проработанной сегодня так же является организация последействия по
окончанию смены. К её планированию следует приступить уже в конце смены и
вовлечь в этот процесс по возможности максимальное количество его участников.
Общее участие в планировании совместной деятельности по окончанию лагеря
является необходимым условием реализации пост-лагерных проектов и деятельности
«Молодой Гвардии» в целом. Важно чётко сформулировать задание, оговорить сроки
и этапность реализации, обозначить и соблюдать график мероприятий:
систематичность сборов, планёрок, интернет конференций и подачи отчётности.

Палаточные лагеря и образовательные форумы, становятся системной формой работы
«Молодой Гвардии», поэтому необходимо определить график лагерей и их
взаимосвязь между собой, для того чтобы они были не разрозненными мероприятиями
а комплексом лагерей, объединёнными общей целью. Смены общефедеральных лагерей
должны начинаться готовиться как минимум за полгода до самого лагеря, а к
подготовке лагеря должны привлекаться профессиональные педагоги и методисты.

Летние образовательные лагеря должны
стать не только местом отдыха и встреч молодогвардейцев, а ещё и местом, где
участники могут заявить о себе, а организаторы подобрать людей для своих
проектов; местом, где фонтанируют идеи и креатив, планируется работа
организации на следующий год, происходят встречи с интересными людьми и
появляется возможность получить уникальные знания и навыки из первых рук.

Вячеслав Правдзинский,
креативный дизайнер ЦШ МГЕР

опубликовано в блоге
автора

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 161