Дети - взрослым не игрушки…

четверг, 5 марта, 2009 - 13:00

Экспертный клуб МГЕР, Москва; Федеральный проект «Фабрика Смыслов»

Игра
неотъемлемая часть нашей жизни. Мы играли в игрушки в детстве, и сейчас в более
зрелом возрасте -  проецируем детские
игры на обыденную жизнь.

В
настоящее время «взрослые» частенько ругают подрастающее поколение: «Вы не ту
музыку слушаете, не ту одежду носите, не в те игрушки играете». А ведь все
начинается с семьи, как говорится, что посеешь - то и пожнешь. Дети - это наше
будущее, поэтому очень важно уже сейчас задумываться о том, какими они будут,
когда вырастут.

Референтной группой для детей являются в
первую очередь - родители, вторую, не менее важную, его близкие друзья, которые
всегда рядом с ним - его игрушки.

Игрушки
для ребёнка являются той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир,
формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства;
учит общаться и познавать себя. Куклы по сути своей - отражение образа
человека. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает
свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых
людей или сказочных персонажей.

Игрушки
- это продукт производства, а значит, как и любой продукт оцениваются в
количественно-качественной  системе.

1. Количество

В
комнате современного малыша бесчисленное множество разнообразных игрушек: от
любимой куклы Маши или Даши до самоуправляемого робота-трансформера. Родители
ошибочно считают, что чем больше игрушек у ребенка - больше выбор, и тем больше
времени он потратит, чтобы со всеми ими поиграть, пока, родители заняты
домашними хлопотами. Но это мнение ошибочно. «Передозировка» игрушками
недопустима, - считают психологи, - когда их слишком много, они рассеивают
внимание, ребенок то за одну берется, то за другую».

Пресыщение
влечет за собой скуку, апатию. Вот почему педиатры раньше настоятельно советовали
родителям давать ребенку для игры всего несколько игрушек, а остальные убирать
подальше, чтобы он их подзабыл и потом, когда произойдет выдача очередной
«порции», увлеченно играл ими, как абсолютно новыми.

Помимо
разнообразных игрушек, которые можно купить в магазине, детям необходимы такие,
которые можно сделать самим (конечно, не без помощи взрослых), например из
природного материала (его тоже интересно собирать, если рядом взрослый).
Ребенок, обладая фантазией, мысленно превращает любую находку в желательный
образ: листья - в деньги, камешки - в сахар, прутики - в макароны, а фантазия
ребенка дополнит действительность.

2. Качество

Как
показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются
стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков
игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребёнку и пр.).
Развивающий потенциал игрушки, её педагогическую «полезность» родители либо
вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой
производитель, как правило, не дает грамотных рекомендаций. Отсутствие
каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и
у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке
и бессмысленному потреблению. Такая ситуация может весьма негативно отразиться
на качестве детской игры, а следовательно и на эффективности развития ребёнка.

При
выборе надо понимать, что игрушка является инструментом развития ребенка,
способом знакомства с реальным миром, взаимодействия с миром. При выборе
игрушки надо учитывать не только возраст, но и особенности поведения, развития,
характера Вашего ребенка, для этого понаблюдайте за ним, за его игрой, за его
поведением.

Поэтому
прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет
педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства
пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя, ребенок
примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Дорогие
родители, давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго,
заботливого, благородного человека.

Регина Шириева
Экспертный клуб МГЕР, Москва
Федеральный проект «Фабрика
Смыслов»

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 160