Вузы и ВАЗ

четверг, 5 марта, 2009 - 16:34

5 марта на круглом
столе
в МИСИСе при участии представителей «Единой России», "Молодой Гвардии", вузовского
и студенческого сообщества происходила детализация мер по поддержке российских
студентов в условиях кризиса, обозначенных Президентом страны.

Именно детализация, поскольку сами меры вопросов не вызывают.
Не только потому, что их озвучил Президент, но и по той причине, что они
действительно логичны, отвечают на остроту момента и разделяются всеми
заинтересованными сторонами. Такое нечасто бывает, когда от предложенных
механизмов выигрывают все. По крайней мере в краткосрочной перспективе. Студенты
- потому что получают поддержку, вузы - потому что сохраняют заказ, банки -
потому что получают дополнительных клиентов под государственные гарантии. По
факту, все эти три стороны, а не одни только студенты, окажутся получателями
государственной поддержки, причём две из трёх - студенты и вузы - прямой. Со
студентами всё более-менее понятно, остановимся на вузах.

Итак, вузы получают поддержку в виде государственного
заказа. Это сохранение количества как бюджетных мест, так и платных - поскольку
контрактники будут получать субсидии по кредитам, они смогут платить. То есть
при любом развитии событий государственные вузы сохраняют свои позиции на
рынке. В принципе, ситуация не очень
отличается от положения в автопроме. Только в случае автомобилей были
ограничены конкурентные преимущества иностранных производителей, в случае вузов
усилятся позиции государственных
. В первом случае конкуренция носит
глобальный характер, во втором - пока ещё внутрироссийский, между
государственными и частными вузами. Но насколько полярна реакция
общественности. Хотя и в том и в другом случае налицо политические,
макроэкономические и социальные основания для принятых решений.

В чём же разница? Буквально в следующем. Автомобили
являются товаром, качество которого может быть легко оценено каждым
потребителем. Для этого достаточно посмотреть на внешний вид автомобиля,
посидеть в салоне, проехать за рулём. Образование
- услуга, качество которой крайне сложно для оценки. Человек может так никогда
и не понять, как повлияло на его карьеру, судьбу полученное образование
. Несмотря
на то что существуют как официальные, так и неофициальные рейтинги вузов,
очень часто они не позволяют сравнить между собой, например, государственные и
негосударственные вузы. Кроме того, для абитуриентов, студентов и их родителей
рейтинг в большей степени означает престиж, а не качество образования.
Невозможно понять, насколько это качество падает от топ-10 к топ-50 и ниже.
Сравнивать с качеством образования в зарубежных учебных заведениях (которое
становится всё более доступным как по причине развития дистанционных форм
обучения, так и из-за сопоставимости цен с российскими столичными
университетами) ещё сложнее. К тому же мешает большая мифологизированность
темы качества российского образования. Мифологизированность, которая играет на
руку участникам рынка, не очень желающим модернизироваться.

К чему эти аналогии? В отношении автопрома был найден
разумный компромисс. Мы поддерживаем российских автопроизводителей - но они
берут на себя обязательство довести качество своей продукции до мировых
стандартов. Так же, как и её себестоимость. И они будут вынуждены это сделать - поскольку общество дало совершенно чёткий сигнал. В разговорах о поддержке высшей школы
вопросы о повышении качества, об оптимизации себестоимости стыдливо звучат на
втором плане
. Нет, все эти слова обычно произносятся, но вот с конкретными
механизмами сложнее. Как-то неудобно спрашивать об этом седовласых титулованных
ректоров. Да и не очень понятно, какие аргументы приводить, какого ответа
добиваться. А ведь эта сфера гораздо важнее для конкурентоспособности страны и
её граждан, чем автопром. И этот вопрос достоин гораздо большего внимания
общественности и экспертов, чем повышение пошлин на иномарки.

Александр
Шепилов
,

Заместитель
начальника Центрального штаба МГЕР

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 149