Методы воспитания – скалярные и непопулярные

четверг, 23 октября, 2008 - 13:40

Член
Молодёжного дискуссионного
клуба «МГЕР-3D», «Фабрика
смыслов», г. Владивосток

Где
искать дерзких людей,
способных сделать Россию
мировой державой и
технологическим лидером?
Там, где растут будущие
Менделеевы, Ломоносовы,
Гагарины, Столыпины
и даже Путины. В российских
школах.
Но если бы всё было так просто... 

Не
секрет, что в России сложилась достаточно
сложная ситуация в сфере образования.
В большинстве случаев школы выпускают
либо абсолютно не подготовленных к процессу
обучения в ВУЗах абитуриентов, либо наделённых
достаточным для поступления количеством
знаний, но с практически полным отсутствием
мотивации к личному росту и развитию.
Почему так происходит? 

Во-первых,
дело в устаревших методах обучения, которые
в подавляющем большинстве  школ совершенно
не отвечают ни потребностям ВУЗов, ни
интересам самих учеников, ни в последствии
- запросу потенциальных работодателей.
Дело в том, что для поддержания
дисциплины в начальных
классах, как правило,
применяют так называемые
скалярные методы управления
, которые
не мотивируют учеников, но как отрицательное
подкрепление  показывают им как НЕ НАДО
себя вести. На тех же скалярных методах
воздействия воздвигается и авторитет
преподавателя.  

Эти примитивные и до крайней степени
не эффективные методы управления сохраняются
на протяжении всего времени обучения
в школе. В результате, когда учащийся
доходит до 10-11 класса, педагоги, чаще всего,
уже не могут его держать в подчинении
теми же методами. Итог - школьник окончательно
теряет интерес к обучению, так как весь
процесс ассоциируется у него с отрицательными
эмоциями, и уходит от саморазвития к иным
устремлениям («опять Гоголя зубрить заставляют,
пойду лучше пиво пить»). Это в свою очередь
«бьёт» по высшим учебным заведениям,
в которых уже нельзя поддерживать темпы
развития обучающихся, руководствуясь
школьными принципами принуждения. Проще
говоря, родителей к декану ВУЗа не вызовешь
и «ребёнка» на продлёнку не оставишь.
В ВУЗах, для того чтобы быть успешным,
необходимы такие качества как самодисциплина
и стремление к индивидуальному развитию.
Сегодняшняя школа таких качеств в будущем
абитуриенте, на мой взгляд, не воспитывает.
Внедрение современных механизмов обучения
в сегодняшнюю систему образования возможно
только при комплексном повышении квалификации
педагогов. Необходимо
выработать эффективную
систему противовесов
между учениками и преподавателем,
чтобы скалярные методы
перестали быть популярными
. Помимо
этого важно формировать у учащихся чёткое
понимание того, что саморазвитие, равно
как и образование - это жизненно важные
устремления, прерывать которые нельзя
ни в коем случае. Кроме этого, привлечение
молодых специалистов (в том числе и через
создание мобильных преподавательских
групп из числа студентов) к образовательному
процессу во многом бы поспособствовало
развитию взаимопонимания между учителем
и обучаемым. Это, на мой взгляд, увеличило
бы эффективность обучения в разы. Молодые
специалисты гораздо ближе к школьникам,
чем педагоги пенсионного возраста, так
как их ценности и жизненный инструментарий
не вступают в конфронтацию с интересами
и мировосприятием школьников. Разговор
идёт на одном языке. 

Вторым
фактором, влияющим на низкую результативность
существующей системы образования, на
мой взгляд, является отсутствие
идеологии в школах
как таковой. Наша
система среднего образования во многом
унаследовала советские принципы обучения,
действующие в связке с идеологией, которой,
как мы знаем, не стало. Раньше, когда была
идеология, у учеников был выход - идти
по ступеням своего развития, предложенными
идеологией, и тем самым получить необходимые
поощрения. Это и мотивировало на более
ли менее нормальное развитие. Сегодня
школа предоставлена сама себе, существуя
как бы в отрыве от общественно-политических
процессов, происходящих в стране и мире.
Максимум - это голосование преподавательского
состава на выборах или портрет Президента
в классной комнате. Выходом из данной
ситуации мне видится возможность участия
гражданина в кадровой политике государства,
начиная со школьной скамьи. В наше время,
когда Интернет-технологии побеждают
пространство, а Президент
становится блоггером
, практически каждая
школа имеет возможности выхода в глобальную
сеть. И в данном случае было бы логичным
и целесообразным создание единого Интернет-ресурса
для средних общеобразовательных школ
страны. Такой проект позволил бы выявлять
талантливых школьников по всей России,
реализовывать различные профориентационные
программы, налаживать систему горизонтальных
связей между действующими и будущими
преподавателями, вовлекать учащихся
и учащих в общественно-политическую жизнь
страны. Считаю, что искать, растить и продвигать
«дерзких людей с духом экспериментаторства»
нужно в первую очередь в российских школах.
Даже если не всё так уж и просто. 

Александр
Кудинов,
член
Молодёжного дискуссионного
клуба «МГЕР-3D»,
«Фабрика
смыслов», г. Владивосток

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 142