«МСУ для всех». Роман Романов об итогах семинара Тверь-2020

пятница, 19 сентября, 2008 - 18:16

Координатор федеральной программы МГЕР «Фабрика смыслов»

Руководитель
федеральной программы МГЕР «Фабрика
смыслов» Роман Романов - об итогах прошедшего
федерального семинара
«Тверь-2020: Муниципалитеты. Молодёжь.
Инновации
»
.
Интервью molgvardia.ru.

В чём
был смысл мероприятия и для кого оно проводилось?

Семинар
проводился для молодогвардейцев, участвующих
в муниципальных выборах в своих регионах
в качестве кандидатов, будущих кандидатов,
активистов местных отделений. Смысл -
формирование понимания проблем местного
самоуправления (далее - МСУ - ред.)
и «собственного пакета» предложений
и проектов и для выборной, и для текущей
работы в- и с МСУ.

Молодогвардейцев
ориентировали теперь на «лифт» в МСУ?

В МСУ не
надо ориентировать - приходи и работай,
только желающих пока немного. Возможности
не те, ресурсы, проблем выше крыши. Такая,
черная ежедневная работа, тем более для
активной и квалифицированной молодёжи,
которая много лет ориентирована, по разным
причинам, на «убегание» из своих сёл и
городов, а не наоборот. В результате мы
имеем огромную, чуть не в полмиллиона
армию муниципальных депутатов и служащих,
напрямую работающих с людьми, и самое
слабое звено в реализации программ и
партии и Гвардии, и власти. Самую главную
причину всё никак не складывающегося
у нас гражданского общества, низкую гражданскую
активность людей, низкий уровень участия
в жизни своего поселения, территории.
Собственно, поэтому на 3-м съезде МГЕР
был провозглашён тезис «Молодёжь в муниципалитеты».

Но
ведь «политзаводы» в региональные парламенты
гораздо более привлекательны для молодых
и активных, и с точки зрения возможностей,
и с точки зрения «успешности»?

Здесь,
на мой взгляд, есть два важных момента.
Во-первых, депутатами региональных собраний
и собраний крупных городов становятся
единицы, а человеческий потенциал МГЕР
гораздо больший, чем, скажем два года
назад. Если все активисты будут видеть
себя как минимум депутатом с машиной
и помощниками - ничего хорошего из этого
не получится, для организации точно. Во-вторых,
тоже сугубо личное мнение, даже из тех
немногих по меркам всей организации,
которым удается пройти по молодёжной
квоте, не всем хватает сил соответствовать
этому уровню и статусу. Не потому что
молодые, потому что где-то опыта не хватает,
где-то проектов, где-то уверенности. Здесь
как раз очень пригодился бы опыт работы
на «земле». Вот молодой человек всего
2 года побыл в армии - другой человек,
говорят - возмужал, вроде как и доверие
намного больше. И с МСУ также должно быть.
Сделал хорошие дела для своей территории,
решал проблемы комплексно и как управленец,
и как политический лоббист, и как проектировщик,
получил вердикт от людей, от старших товарищей,
оценил себя сам - двигайся дальше, если
не передумал.

И что,
вы это на семинаре объясняли? И
много людей захотели поработать в МСУ?

Нет, я
это не объяснял. Мы там вместе пытались
найти варианты ответов на три основных
вопроса: как молодые кадры вовлечь в МСУ,
что реально молодые люди там смогут сделать
и как на уровне МСУ можно участвовать
(содействовать) в реализации «Стратегии
2020». Естественно, что по ходу необходимо
было отвечать и на другие вопросы, в том
числе, казалось бы, элементарные: от «в
чём суть МСУ, его специфичные признаки
и условия появления?» до «как побеждать
на выборах в МСУ?».

Хорошо,
и когда стоит ждать наплыва молодёжи
в местное самоуправление?

По итогам
дискуссий и своим личным наблюдениям,
могу сказать, что необходимо три базовых
условия для этого, на уровне общепринятых
норм: МСУ - важная и естественная ступень
карьеры, у молодых людей есть свой проект,
желание и способность его реализовать
на базе МСУ. Наконец, райцентр, городок
или село, в результате реализации всех
этих проектов по своим возможностям будет
не беднее города, а в чём-то даже интереснее
для молодых людей и специалистов. Например,
тверичи на семинаре продвинули на уровне
областной власти идею «Молодёжного посёлка»,
не просто как стройку с бюджетом, это
понятно, это они там обсчитали и минимизировали,
но как комплекс условий жизни, как пространство,
в том числе и со своим МСУ. Очень интересно.
А рязанцы, например, вообще пришли к стратегии
стирания (различные схемы могут использоваться)
противопоставления «город - деревня».
В общем, здесь я не «вердикты» в пример
привожу, а материал, который ребята наработали.

Но
ведь это очень сложные
и глобальные условия, вы это теперь что,
везде продвигать будете вместе с участниками
семинара?

Продвигать
мы, конечно, можем и будем, для этого у
МГЕР есть все возможности, в том числе
партийные площадки. Но здесь есть опасность,
что всё это превратиться в бесконечную
череду обсуждений. Мы этот риск изначально
закладываем в качестве основания для
выстраивания и технологий семинара. Именно
поэтому основная часть участников -
молодогвардейцы, кандидаты и молодые
депутаты МСУ. Им по роду своих ежедневных
проблем просто обсуждения меньше всего
нужны. Во-вторых, не надо глобальных обсуждений,
надо брать и делать, и дело, вовсе даже
и не глобальное, а реальное, должно соответствовать
этим условиям и стратегическим видениям.
Поэтому, семинар собственно «заточен»
под такие продукты, которыми можно пользоваться,
грубо говоря, на следующий день. И поверьте,
«реальные» и «глобальные» проекты молодых
людей - вовсе не противоположные по смыслу
слова. Например, казалось бы, что такое
смоленские «Игры муниципалов» на первый
взгляд - так, сетка предвыборная, а там
чуть не новая модель «низовой демократии»,
обратной связи, включения жителей в повседневные
коммуникации с властью и их участия в
самоуправлении.

Как
вы оцениваете участников семинара, кто
были лучшими?

Процесс
оценки продолжается, закончилась только
фаза семинара. Были сильные, были откровенно
слабые участники. Сейчас с их текстами
работаем, со схемами реализации самых
интересных идей. Что касается «рейтинга»,
о котором участники знали (о других системах
диагностики и оценки я говорить не хотел
бы), то победила Рязань. Однако, Смоленск
и Ярославль совсем рядом. Наконец, есть
свои открытия и по Костроме, и по Тамбову,
и по другим городам. Вне рейтинга был
целый ряд тверских проектов, поскольку
мы там уже делали серию выездных рабочих
заседаний Экспертного Клуба МГЕР. По
большому счёту, лишь бы толк был, а он,
толк, нужен прежде всего самим участникам
семинара, вне зависимости от наших оценок.

То
есть результаты, это люди для «Фабрики
смыслов» и проекты молодых муниципалов
и кандидатов?

Да, это
основное, но не только. По итогам семинара
готовим издание «МСУ для всех», такое
пособие для тех, кто идёт в МСУ, мы его
разместим на molgvardia.ru. На семинаре мы протестировали
математическую модель мониторинга и
анализа ситуации на основе дэлфи - метода,
которую мы будем использовать в закрытом
режиме для нашей экспертной сети. Протестировали
интеллектуальную биржу, доступную как
сельским школьникам, так и серьёзным
«взрослым» изобретателем - рационализаторам,
там, кстати, также планируется отдельный
сектор МСУ, как сфера инновационного
поиска и внедрения. Короче, как семинар,
где мы попытались понять сферу, определить
проблемные точки и направления развития,
найти варианты решений и перевести их
в режим вариантов действий участников
- мы довольны. Что касается реализации
находок и - работа продолжается.

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 157