НГ: Хватит играть в поддавки с молодежью

понедельник, 2 августа, 2010 - 15:39

Molgvardia.ru продолжает освещать
общественную дискуссию о молодежной политике и ее будущем. В продолжение темы -
материал «Независимой
газеты
».

Жизнь в
школе упорядочена, а внешняя среда противоречива, специфична и стихийна -
привыкли думать мы. Но все стремительно меняется. Увы, в современных школах и
местах оздоровительного отдыха детей нет былой чинности и спокойствия, ситуация
порой приближена к боевой. И уже сама обстановка, казалось бы, требует принятия
новой модели воспитания подрастающего поколения.

Но воспитательная работа Министерства образования
и науки ограничивается даже не рассылкой директив, а социальной защитой детей и
перечнем мероприятий. Нет ощущения, что в стране вообще работает хоть какая-то
система педагогического воспитания.

Что не принимает во внимание власть, додумывает
за нее население. Отдельными группами народа давно и с успехом исповедуются те
или иные принципы, заимствованные из самых различных систем. Большинство
родителей, как и во времена первобытно-общинного строя, основным методом
воспитания считают игру с примитивными игрушками - компьютерными «убивалками».
Некоторые республиканские руководители пошли по пути прогресса дальше и,
кажется, обратились к опыту античной Греции. Юношей Чечни, судя по всему,
воспитывают по спартанской системе, растят ударных бойцов для будущего
покорения отсталых народов. А половина населения Центральной России
воспитывается по афинской системе, когда дети до 7 лет большую часть времени
проводили на женской половине дома: в некоторых крупных субъектах РФ уже свыше
47% детей растут в неполных семьях.

Родители-маргиналы исповедуют, видимо,
платоновский принцип общественного воспитания, подбрасывая своих чад в казенные
учреждения, количество которых не уменьшается даже с убылью детского населения
страны. А большие чиновники - поклонники теорий Аристотеля и утопистов Мора и
Кампанеллы - пишут трактаты о правильном воспитании, сообразуясь с их
принципами гармоничного развития ребенка. Правозащитникам, видимо, не нравятся
методы воспитания Яна Коменского. Они уверены, что ребенок имеет только права
без обязанностей. По их мнению, юноша в семнадцать лет - все равно дитя
несмышленое и может безнаказанно избивать преподавателя. Поэтому после драк
детей с педагогами наказывают последних в пику всем нормальным педагогическим
теориям. И не наказывают главных виновников - школьников, нарушая тем самым
основной принцип воспитания - нельзя заигрывать с детьми.

Взращивание
правительства дублеров и гениев Селигера - это все хорошо. Плохо, что
оставленная без должного окормления другая молодежь идет в это время «стенка на
стенку».
Кровопролития трактуются как «мелкое хулиганство». Воспитание в
дружной семье народов заменяется невнятной программой «О толерантности», а
гибель подростков списывается на издержки возраста.

Бросание высокого начальства из
одной крайности в другую, бездумное заимствование западных систем и методов
воспитания, полное и циничное разрушение бывшей хорошо продуманной системы,
откровенная подмена самого понятия «воспитание» малоосмысленным набором
одноразовых акций и мероприятий ставят в тупик простого учителя. Все это и еще
диктуемая сверху образовательная реформа уже привели к тому, что учителя на
учительских форумах называют даже недавнюю трагедию - самоубийство сельской
учительницы - «пассивной формой сопротивления», ответом «на непрекращающийся
стресс от бесконечных и бесконечно тупых требований». Учителя загнаны в угол и
затравлены. Они не знают, как внушать детям базовые понятия, что старших надо
слушать, им нельзя хамить, оскорблять и бить, что на уроках должна быть
дисциплина, а в коллективе - взаимовыручка и уважительное отношение другу к
другу. А главное и опасное - учителя совершенно одиноки в этом своем желании
воспитывать детей.

В тему:

 

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 92