Почему оправданы траты на Год молодежи

понедельник, 18 мая, 2009 - 14:53

Статья
активистки движения «Новые люди» Владиславы Яворской продолжает дискуссию о
подлинной эффективности Года молодежи, эффектно начатую членом Политсовета МГЕР
Дмитрием Караваевым.

Проект "Год молодежи" получил известность благодаря активной
рекламе в интернете и печатных СМИ (баннеры проекта можно увидеть на многих
популярных сайтах, на сайтах вузов и даже в глянцевых журналах), так и после
вмиг облетевшего Интернет ролика, окрещенного
"запрещенным". Именно тогда повысилась посещаемость сайта проекта, появились первые
отзывы как положительные, так и отрицательные, по его содержанию.

Но, если уже слышали о проекте многие
пользователи рунета, то о его содержании и целях осведомлены едва ли считанные
тысячи пользователей
. Что тому виной: яркие баннеры и полное отсутствие
информации при них, недостаток информации на сайте проекта или что-то еще?

Еще в середине февраля 2009 года о работе проекта невозможно было сказать
ничего определенного: первые четыре направления были только запущены, а на
сайте зарегистрировались всего несколько сот участников. За прошедшее время ситуация изменилась: в "Годе молодежи"
как проекте участвуют уже более сорока тысяч человек
, открыты восемь из
десяти предполагавшихся направлений, некоторые программы (например "Школа
Интернет-активиста") докатились до блогов и Интернет-СМИ. Поэтому только
сейчас становится доступным некоторый анализ деятельности "национального
молодежного проекта".

Структура проекта "Год молодежи" не сложная и не новая. Разнесение
участников по направлениям деятельности, "проектный подход", который,
по уверениям организаторов, будет определять ритм вашей жизни, опробованы
еще движением "НАШИ" и, очевидно, создавались теми же специалистами.
Правда, массовое неприятие, провоцируемое традиционно не только отрицанием
любых властных инициатив, как и обвинения в "освоении бюджетов", так
и общее непонимание сути проекта ни сайт, ни промо-ролики преодолеть на
сегодняшний день, к сожалению, не смогли. Концепцию называют заведомо
мертвой и нежизнеспособной,
возмущаются господином Якеменко, пожаловавшимся
на недостаточное финансирование
,
и попрекают отсутствием реальных результатов.

На практике вся деятельность "Года молодежи" разделилась на два
больших потока: работа с проектами уже существующими, которым требуется
координация и материальная помощь, и организация работы новых проектов,
создаваемых и реализуемых с нуля. Первое направление имеет выгоды для проекта
уже сейчас: на сайте появляется информация о новых мероприятиях, есть
конкретные фестивали, конференции, спортивные мероприятия, учебные сборы.
Второе несет в себе скорее долгосрочную перспективу: формирование собственной
команды, раскрутка проекта, поиск спонсоров, помещений, организация мероприятий
требуют времени, сил и желания. Соответственно авторам функционирующих проектов от "Года Молодежи" нужна
только дополнительная поддержка, перспективы по расширению масштабов проекта, а
для авторов новых идей всероссийский проект становится колыбелью их будущей
деятельности
.

В нашей стране любой подобный "Году Молодежи" проект для получения
хоть сколько-нибудь значительных результатов вынужден быть массовым, в отличие
от подобных проектов за рубежом. В российском обществе пока не сформировалась
культура распределения собственных сил и возможностей, поэтому из семинара, на
который пришли 50 команд по реализации социально-значимых проектов, реальной
деятельностью будут заниматься хорошо, если одна или две. Простой подсчет
приводит нас к тому, что из пятидесяти тысяч различных проектов, которые планируется
представить в рамках Года молодежи в России, дальнейшую реализацию получаю
всего несколько тысяч, а именно эта цифра и нужна на начальном этапе
формирования культуры гражданских инициатив.

В этом году очень часто поднимается тема формирования институтов
гражданского общества и, в частности, привлечения в их деятельность молодежи.
Работа в подобных проектах и должна сформировать в молодых людях России
активность и ответственность, а сами проекты становятся прототипами будущих
институтов гражданского общества.

Безынициативность молодежи отмечается
экспертами уже довольно давно, и сейчас Интернет наполнен уже не анализом
причин ее возникновения, а призывами бороться с ее последствиями
.
Безусловно, важные и значимые проекты, по развитию спорта, творчества,
профилактике наркомании и алкоголизма могут стать ячейками в системе
государственного воспитания будущего поколения, и, кстати, год Молодежи хорошо
это продемонстрировал. Молодежь сама готова бороться с вредными привычками и
опасными заболеваниями, развивать науку и творчество, для всего этого нужно
только показать вектор действий, дать возможность реализовать себя.

Кстати, всероссийскому проекту предшествовали подобные программы в регионах.
Например, в Ульяновской области 2006 год был объявлен годом молодежи, и тогда
первоочередной задачей местные власти назвали именно воспитание в молодых людях
инициативности и ответственности. По итогам Года молодежи в Ульяновской области
говорилось о том, что такой проект не может дать быстрого результата, плоды воспитания
и поддержки молодежи будут видны лишь через много лет: когда именно нынешняя
молодежь станет основной действующей силой страны.

Критика проекта затрагивает в основном тему его материального обеспечения,
что является вечной темой для любителей сказать "пару ласковых" в
сторону инициатив власти. Масла в огонь подлило заявление Якименко о нехватке
финансирования проектов года Молодежи. Крепко впившись в эту фразу,
оппозиционеры начали раскручивать тему разворованных денег, или бессмысленных
трат в пику социальным проблемам населения, забывая, что инвестиции в молодежь
являются наиболее перспективным и важным направлением во вложениях государства.
У нас любят некие "конкретные дела", эта привычка неискоренима, хотя,
если подумать что лучше: инвестиции в материальные ценности или в обучение
ответ становится очевиден. Техника ломается, а знания, полученные теми, кто
действительно в них нуждается, остаются в головах молодых людей и пригодятся им
в будущем. Почему-то, когда вопрос встает что лучше: купить дочери новую
кофточку или оплатить четыре занятия на курсах английского языка ни в одной
семье споров не возникает - образование сейчас является одной из наиболее
значимых ценностей для родителей. А когда речь идет о государственной политике
реализации молодежных инициатив, громкие слова, известные фамилии и отсутствие
быстрого результата приводят к совершенно противоположным выводам. Вопрос отказа в материальной поддержке
"Года Молодежи", со всеми его недоработками и огрехами, это вопрос
приоритета сиюминутных интересов, над долгосрочными перспективами
.

Именно из-за того, что проект "Год Молодежи" не рассчитан на
быстрый результат, у его критиков еще долго останется повод для обвинения
власти в растратах, а проект - недееспособности. И его реальные результаты мы
сможем увидеть тогда, когда большинство из нас забудет о том, что 2009-й в
стране был Годом молодежи.

Владислава Яворская,
ММОО «Новые люди»,

Опубликовано на сайте liberty.ru

В тему:

Денис Кравченко: Год молодежи в условиях кризиса Интервью molgvardia.ru.

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 91